Первое сентября...
"...как много в этом слове для сердца русского слилось..." ...
В детстве, в начальных классах, - радостные ожидания нового этапа жизни растущего человека.
Прежде всего - ожидания новых знаний, новых умений, нового понимания окружающего мира.
Ощущение, что открывается окно в собственное будущее, чистое и ясное.
Новый портфель, остро и приятно пахнущий какой-то химией, применявшейся в производстве бытовых товаров.
Новые учебники, которые полагалось обернуть бумагой, в которые сразу же я (и все остальные) залезал и изучал вопреки несогласию мамы (она говорила: "потом неинтересно будет учиться", - и была, в общем, не права).
Новая школьная форма, гимнастёрка (я ходил в гимнастёрках вплоть до 9 класса) , ремень с широкой медной пряжкой, брюки суконные, теплые но дышащие, сначала шершавые но потом довольно мягкие, в начальных классах - фуражка с гербовой эмблемой в виде снопа из мощных колосьев или ветвей, перехваченного лентой.
Примерно вот так
http://fotki.yandex.ru/users/mrxxi/view/481451?page=2 но только с обязательно подшитым белым подворотничком.
Новые ручки -вставочки (я начинал с ручек- вставочек и карандашей), чернильницы, новые тетради, пеналы, линейки...
А потом и портативные чертёжные доски - пеналы формата А4 с вставленной в них рейсшиной и даже готовальни.
Черчение, так много давшее и нашему пространственному воображению и логическому мышлению и ныне почти повсеместно ликвидированное...
Первого сентября всё было НОВОЕ, НОВОЕ, НОВОЕ...
И радостные, повторяю, ожидания.
***
Потом в средних классах (начало 1960-х) ощущения несколько сменились.
К весне остро хотелось в Будогощь, к ласковой бабушке и к доброму дедушке, подальше от суеты, толкотни и гомона города, поближе к лесу, озеру, траве, кустам, ребятам-ровесникам, к дедушкиным самоделкам (увы, все выброшены в печку), к его инструментам и удивительной библиотечке (увы, не сохранены), к старым журналам "Техника-молодёжи" и новым журналам "Радио", к доскам и поленьям, которые можно было сколько угодно колоть - пилить-строгать - обтёсывать - гвоздики забивать - сколачивать в конструкцию, к жестянкам и кусочкам старых железяк, к бесконечным дедушкиным радиоприёмникам (и самодельным и модернизированным его здоровой рукой), к домашней живности, к нашей милой дворняжке (а раньше были и гуси и кролики и пчёлы и козы и корова), к курочкам, которых надо было кормить - охранять - не пускать в огород, к огороду, который надо было поливать (бабушка никак не могла приучить меня есть смороду и крыжовник), к забору и сараям, которые надо было чинить, к самодельным игрушкам (лукам, стрелам, арбалетам, лодкам и корабликам, даже яхте и подводной лодке - ныряла!), к дедушкиной неуклюжей и необычной тяжёлой от битума лодке (по виду как байдара) сначала на Зелёном озере, потом на Черемховом (а сначала он её держал на водохранилище, на Пчёвже), к дедушкину полевому биноклю (у меня хранится), к обломкам старого фотоаппарата из дерева и дерматина, к штативу от него, к верстаку, рубанкам, пилам, ножовкам, топорам, молоткам,... - это же целый огромный мир!
...
Сказывалось и то, что Будогощь была ближе к Москве и Новгороду и потому на прилавке Будогощского сельмага (и магазинов) я видел товары, которых не видел в Ленинграде.
Это мне было удивительно: вроде бы деревня, а нового в жизни больше, чем в Ленинграде!
Неторопливые сельчане, спокойные и радушные в очередях, приветливые соседи и ребята, постоянное ощущение безопасности и ПОКОЯ...
Это всё давало ощущение - мало не сказать - другой цивилизации =)))
Воистину то был рай! Вся нервная система успокаивалась, все горести исчезали, оставалось только познавать окружающий мир - самое интересное и естественное занятие для человека.
А к осени, хотя и с нежеланием возвращаясь из тихой Будогощи в грохочущий Ленинград, я утешался перспективой приобретения настоящих знаний (о химических реакциях и физических законах, о работе машин и механизмов и т.д.).
Сразу при выходе с Московского вокзала я окунался в городской шум на площади, который после поразительной Будогощской тишины поначалу казался сладкой музыкой, а потом надоедал (хотя и меньше, чем взрослым).
В те годы трамваи звенели и даже визжали колёсами на поворотах (не хуже фрезы на заводе), автомобили сдержанно клаксонили (за чрезмерное гудение милиционер и наказать мог!), а на остановках трамвая я даже помню
очереди, в которых самым большим затруднением (и нервотрёпкой) было определить тех, кто ждал моих номеров трамвая (не на тех людей сориентируешься - можно получить неприятный упрёк в нарушении очереди).
Тогда никто не боялся стоять на остановке посреди улицы! Не было этих осатаневших частных авто с разнузданными юнцами за рулём.
Не было этих идиотских людоедских правил движения, разрешающих водителям безнаказанно маневрировать в толпе людей, пересекающих дорогу.
Приоритетом в движении везде и всюду обладал общественный транспорт, перевозящий главную ценность страны - людей (после машин с опасным грузом и красным флажком).
...
В средних классах (начало 1960-х) обстановка в ленинградских школах сменилась.
Моя семья переехала в хрущёвскую квартирку в новостройках.
Там, в новостройках, на окраинах города, было больше детского хулиганства.
Учителя его не видели.
Оказалось, что у школы есть второй мир, не видимый взрослым.
И он угнетал меня. В школу стало страшно ходить.
Но про наркотики мы тогда слыхом не слыхивали и даже не знали про их существование! А эта власть только делает вид, что с ними борется, да отдает идиотские распоряжения типа запрета продавать марганцовку в аптеках (или лекарства от кашля или от астмы, которые когда-то спасали людей от смертельного удушья, - теперь такие лекарства для целого народа запрещены из-за десятка подонков! А запрет свободной продажи антибиотиков при отсутствии медпомощи в деревнях?! Мне однажды таблетка ампициллина жизнь спасла при отравлении! Я уже сознание терял от высокой температуры, когда сообразил по стеночке дойти до аптечки и заглотить ампициллин! А теперь такие случаи спишут на якобы невезение. - Да, не повезло нам таких идиотов во власть пустить).
Расчет советских идеологов на то, что в лучших условиях жизни все люди станут лучше, избавятся от моральных пороков как от ненужного хлама, почему-то не вполне оправдался. Особенно это заметно по "нашим" властям.
...
К старшим классам (вторая половина 1960-х) страха поубавилось, но наступило разочарование в большинстве учителей.
Я увидел двуличие некоторых из них, научился сомневаться .
Именно тогда я начал замечать, что наихудшими (по человеческим качествам) из учителей были директора школ. Они были ключевыми фигурами в формировании той номенклатуры, которая правила "вчера вечером" и теперь уступает место чистому криминалу, которому образование вообще не нужно ни в каком виде.
...
Ну а когда мои дети ходили в школу в середине и конце 1980-х я вообще потерял покой.
Для них радости в городской школе почти не осталось.
В 1990-х я ежедневно испытывал страх за моих детей, отправляя их в школу.
Испытывали страх и мои дети.
Из школы к тому времени уже исчезли пришкольный огород и производственное обучение.
В моем детстве в школе были токарный станок по металлу, вертикальный сверлильный станок (с деревянной скамеечкой перед ним, чтобы дети могли достать), электрическое точило у стены, масса инструментов по металлу, тиски - верстаки металлические - напильники - зубила - чертилки - линейки - ручники - молотки - киянки-свёрла и т.п.
Были макеты. В моё детстве помню разрезанный и окрашенный разными красками (по узлам) старый двигатель автомобиля (по вечерам школа учила взрослых - не знаю подробностей).
Из школьных кабинетов физики и химии исчезли большинство приборов, с которыми мы делали так называемые "лабораторные работы" (воспринимаемые нами как игра): настольные коромысловые весы с чашками и с разновесками до пяти сотых грамма, если не ошибаюсь (в виде тонкой металлической пластинки с загнутым краем, за который надо было брать её пинцетом), микроскопы (хорошие были у нас в школе микроскопы, в деревянных ящичках, с тремя объективами на револьверном тубусе, со стеклышками для препаратов, по одному микроскопу на парту), колбы и колбочки, резиновые пробки, стеклянные трубочки и стояки - держалки для них, спиртовки (да-да, нам разрешали жечь огонь на парте, занимаясь сухой перегонкой щепочки в пробирке) и многое-многое другое.
Мои дети увидели осциллограф дома, а не в школе, как я.
А самое главное изменение в школах 1990-х - посты директоров начинали занимать всё худшие и худшие люди.
Вплоть до таких, которых мы считали плохими людьми, карьеристами и лицемерами без совести.
Теперь всё то оборудование, которое мы могли потрогать, попробовать в деле, стараются заменить глядением в компьютер.
Но компьютер в таком деле - это только ПРОТЕЗ.
Ну какой идиот согласился бы на ампутацию конечностей ради самого роскошного протеза?
А "наши" власти массово ампутируют нашим детям их потенциал ради такого вот протезирования.
***
Теперь нас привели к состоянию индейцев в Северной Америке.
Здесь это написано ясно
http://sanktpeterburg.bezformata.ru/listnews/v-zashitu-ran-i-rossii/13333099/ Всё правильно там написано.
И потому я не знаю, должен ли я поздравить Вас, наши дорогие посетители, с 1 сентября.
Впрочем, надежда умирает последней.
Исходя именно из неё всё-таки - я ПОЗДРАВЛЯЮ!
И желаю дожить до очищения России ото всей этой скверны.
Советская власть дала народу невиданную в истории человечества всеобщую грамотность, культ Знаний, делающих человека Человеком.
И я верю, что она, грамотность, сработает, несмотря на все усилия властей её подавить, подменить мусором и ликвидировать.
Да здравствует грамотность, да здравствует общедоступное бесплатное образование, с праздником 1 сентября!
Мы победим! ***
P.S. когда власть, ликвидировавшая систему ПТУ, вдруг начала скулить о нехватке рабочих, и при этом широким жестом выбрасывает МИЛЛИОН месячных окладов преподавателей госвузов на идиотские кривляния чиновников (типа "два притопа три прихлопа") на тему "дружбы народов", и при этом нагло лжёт о нехватке денег на школы, урезает школьную программу так, чтобы дети не могли бесплатно получить стандартное советское образование по естественным предметам, - какие ещё нужны пояснения к качествам этой власти?