Автор | Сообщение |
|
| moderator
|
Сообщение: 181
|
|
Отправлено: 09.12.13 00:44. Заголовок: Поиск фото довоенного вокзала в Будогощи
Поиск фото довоенного вокзала в Будогощи Напоминаю, что наш главный консультант Алексей Васильевич Козлов (1931 - 2012) в последние годы жизни как-то рассказал мне по телефону, что до войны в деревне Боровой в доме его дедушки был журнал "Вокзал и железная дорога" с фотографией деревянного Будогощского вокзала, похожего на каменный вокзал во Мге (об этом на нашем сайте где-то есть запись с датой разговора). Деревенька в глуши, в лесу, далеко от дороги. Откуда в ней такой журнал взялся - Алексею Васильевичу было неизвестно. Среди его родни работников ж.д. не было. Поэтому из факта наличия журнала в избе дедушки он выводил предположение, что журнал тот был не редким в 1930-х годах. (Слово "вокзал" в названии было в единственном числе или во множественном - я не вполне расслышал по телефону) . Мне тогда сразу пришла в голову мысль, что то был не журнал, а вырванные страницы из какого-то издания. Потому я переспросил Алексея Васильевича, таким ли было название журнала или это был фрагмент какого-то издания? Он говорил, что таким было название. Большей ясности добиться мне не удалось. На вопрос, где теперь следует искать журнал, он уверенно ответил, что искать надо в архиве Октябрьской железной дороги, в здании Московского вокзала. Как теперь туда попасть, при нынешнем-то начальстве ж.д., - я не знаю. И там ли архив - тоже не знаю. Теперь даже в публичку, бывший храм культуры, назначают таких начальничков... которых во времена моей юности и на пушечный выстрел не подпустили бы к такой должности. Всё власти делают, чтобы убить русскую культуру по заказу МВФ США! Разумеется, кажется маловероятным, что в возрасте примерно 7 лет Алексей Васильевич столь хорошо изучил тот журнал, что до глубокой старости помнил детали, о которых я его спросил. Но я несколько раз убеждался в точности его памяти и в его ответственности за свои слова. И потому ищу журнал с таким странным названием, по которому нельзя определить даже его характер - профессиональный он или популярный. В публичной библиотеке в СПб я не нашел журнал. Смотрел я и в электронном каталоге и в отделе рекламной печатной продукции на Московском проспекте (буклеты, листовки и т.п., чего нет в электронном каталоге). - Нет ничего похожего. А сегодня посмотрел в интернете более двухсот карточек каталога ГПНТБ в Москве. library.gpntb.ru/cgi2/irbis64r_IMG/cgiirbis_64.exe Имидж-Каталог "Отечественная периодика" ретрофонда ГПНТБ России (276777) Имидж-Каталог "Отечественная книга" ретрофонда ГПНТБ России (735582) Я сделал запрос "Вокзал железная дорога". Было найдено 277 карточек отечественной периодики, из них лишь несколько дают надежду помочь найти журнал. Вот они, показываю. Уверенности, что в этих изданиях есть нужная зацепка - нет. К тому же попасть в Москву я не могу. Потому отложил карточки здесь "на всякий случай", как говорится. Да, чуть не забыл: Алексей Васильевич был уверен, что это было издание Октябрьской ж.д.
| |
|
Ответов - 8
[только новые]
|
|
|
| moderator
|
Сообщение: 182
|
|
Отправлено: 09.12.13 02:06. Заголовок: Вокзал был как во Мге
Итак, Алексей Васильевич говорил, что Будогощский довоенный вокзал "был такой, как во Мге, но только деревянный" (это его точные слова). Потому у меня тогда же возникла мысль поискать в интернете фото деревянных вокзалов, похожих на вокзал во Мге. А где искать? Наверное, - в тех же краях, что и Будогощь, - на пути к Москве. Я искал и даже что-то нашел похожее. Но куда-то затерял. Деревянный вокзал на станции с каким-то очень сказочным (или смешным?) названием. То ли Берендеевка, то ли как-то еще так... Не стал разыскивать снова, поступил проще: сходил на сайт "Савёловская глухомань" Романа Иванюшкина и просмотрел всё подряд. Для начала напомню как выглядит вокзал во Мге: (фото Роман Иванюшкин 2003 год) В "Савеловской глухомани" нашлось довольно много деревянных вокзалов примерно такой же геометрии: в самом Савёлово, в Сонково, еще где-то. Они не точно такие как во Мге, но геометрия, планировка похожи. Но больше всех меня тронуло печальное фото пожара вокзала в Весьегонске (фото 1990-х Андрей Фадеев) Я подумал, что вот так и Будогощский вокзал горел, разбитый немецкой бомбой... И по размеру фундамента он примерно такой, как Будогощский... или чуть длиннее...
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 2
|
|
Отправлено: 09.12.13 21:42. Заголовок: Возможно Вам помогут..
Возможно Вам помогут публикации Игоря Георгиевича Явейна 1. Явейн И. Г. "Архитектура железнодорожных вокзалов". М., 1938. 2. Явейн И. Г. "Вокзал и площадь — узел единой транспортной системы страны" // ж. "Архитектура СССР. 1961. № 3". М.: Издательство литературы по строительству. 3. Явейн И. Г. "Вопросы проектирования железнодорожных вокзалов" // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. Л., 1964. Не могу подсказать где их искать. Но дам подсказку к кому можно обратиться. Сын И.Г. Явейна - Никита Игоревич Явейн (архитектор Ладожского вокзала в СПб) живёт трудится в Санкт-Петербурге, руководит архитектурной мастерской «Студия-44» (studio44.ru). Скорее всего у него есть экземпляры работ отца. Или же сможет помочь с информацией по архитектуре вокзалов.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 183
|
|
Отправлено: 09.12.13 23:12. Заголовок: Спасибо!
Странник, большущее спасибо Вам! Конечно, увидеть фото довоенного вокзала в Будогощи - мечта многих из тех, кто с детства любит Будогощь (да даже не побоюсь написать - всех). Но, собрав в одно целое то, что мы знаем о вокзале, я начинаю думать, что знаю, как он выглядел! (см. след. пост)
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 184
|
|
Отправлено: 09.12.13 23:19. Заголовок: Сумма сведений о вокзале
Суммирую наши знания о довоенном вокзале в Будогощи mrxxi.narod.ru/budogosch/opisanie.html цитата: | ж.д. станция Будогощь - введена в строй в 1921 году - сведение из справочника: А.С. Архангельский, В.А. Архангельский. Железнодорожные станции СССР. Справочник. - М.: Транспорт, 1981, - любезно предоставлено директором железнодорожного музея <музея Октябрьской ж.д.> около Варшавского вокзала Л.А. Давыдой в 2008 г. Музей был закрыт на реконструкцию на несколько лет, но директор была столь добра, что согласилась помочь самодеятельному краеведу. Я надеялся найти в музее фото или чертежи Будогощского довоенного вокзала. Оказалось, их там нет ни в каком виде. Директор рекомендовала мне обратиться в архив экономики в Москве [ул. Варфоловская, 15]; а также в Центральный государственный архив в СПб и исторический архив РГИА в Уткиной заводи [всё это сейчас, увы, за гранью моих физических возможностей] Она дала мне из справочника архивную ссылку "03350 ИГТ ПВГЕ Будогощь окт.жд. Неболчи - Посадниково", смысл которой я уже не помню. Помещаю ее сюда на тот случай, если кто-либо из историков - краеведов сможет ею воспользоваться. |
| Наш консультант Смирнов Виктор Михайлович (1928 - 2010), прошедший путь от слесаря - обходчика вагонов до начальника службы пассажирского движения Северо-Запада России (оперативно управлявшей движением всех пассажирских поездов от Прибалтики до Череповца, от Мурманска до Москвы) в 2008 году у себя дома в Петербурге рассказывал мне цитата: | Очень хороший был вокзал, деревянный. Был в нем зал ожидания, буфет - ресторанчик, билетный зал, багажное отделение. |
| И тут у меня в памяти вдруг всплыла еще деталь нашего разговора 2008 года, оставшаяся не записанной на сайт. Я спросил о планировке вокзала. Он ответил, что планировка была как у вокзала во Мге. Билетная касса была в боковом отделении. В центре был зал. И, кажется мне, он что-то говорил о втором этаже... вроде там был кабинет начальника станции... и телеграф... цитата: | mrxxi.narod.ru/budogosch/opisanie.html [24.10.2011] А.В.Козлов по тлф. 23.10.2011: до войны был журнал "Вокзалы и железная дорога". Распространенный, раз уж он был даже в д. Боровик. В нем было фото Будогощского вокзала. Вокзал был такой же как во Мге, но только деревянный. Журнал надо искать в архивах управления Октябрьской железной дороги. |
| Наш консультант Анатолий Сергеевич Хлюстов (1932-2011), без малого полвека проработавший мастером системы сигнализации станции Будогощь цитата: | [15.10.2011] Анатолий Сергеевич Хлюстов по тлф.: около "вышки" диспетчерской службы, со стороны Ленинграда, около ж.д. пути в наши дни стоит служебный домик из серого кирпича [фото1 - домик на левом краю кадра, фото2 - домик на правом краю кадра]. Он поставлен на части фундамента старого вокзала. Здесь, со стороны диспетчерской "вышки", был вход в вокзальный буфет, которым заведовал мой отец, я ходил к нему туда в довоенные годы. Другой вход в буфет был с платформы. Там при входе слева был пост милиции. От площади (от поселка) в вокзал можно было войти через центральную дверь. Она вела в зальчик, в котором справа (со стороны Ленинграда) были кассы. Вторая дверь вела из зальчика на платформу. Платформа была низкой, земляной, с дощатым настилом. Козырька над ней вроде не было. В той части вокзала, котора была ближе к Лелинграду, располагался телеграф. Багажного отделения, о котором упоминал В.М. Смирнов, я не помню. [Справка: в начале Великой Отечественной войны А.С. Хлюстову было 9 лет]. В.М. Смирнов: В послевоенное время на станции Будогощь было пять путей. Пути нумеровались слева направо, если смотреть от Ленинграда. Первый путь ответвлялся влево от главного хода. При нем была низкая земляная платформа. Её небольшой участок и поныне жив около 3-х этажного желтого здания диспетчерской. В наше время люди с него поднимаются в одновагонный (до чего дожили!) поезд на Тихвин. Теперь имеется еще один путь - он примыкает к платформе с внешней стороны (со стороны вокзальной площади). На нем обычно стоит электричка до Питера, одна из двух. Видимо, под этот путь расширили насыпь. А раньше там были остатки фундамента довоенного вокзала, место было ниже насыпи. Пятый путь. Чтобы попасть на него, паровоз должен был добежать до выходной стрелки (на Рыбинск) и задним ходом вернуться по пятому пути в депо или на треугольник разворота. Пятый путь, если смотреть вдоль всех путей - самый низкий. Я предполагаю, что это и объясняет его существование: в депо и в парке уровень грунта ниже, паровоз должен опуститься с уровня станции на уровень депо. А спуск железных дорог должен быть очень пологим. В депо были: яма для осмотра паровозов снизу, угольный бункер (позднее - цистерна с топливом вроде мазута), мазутные разливы на земле, несколько тупиков для отстоя паровозов, ветка в парк (в "пожарку", в которой грузят бревна на вагоны), дизельная станция (для питания водокачки), колонна для заправки паровозов водой. Еще колонна была на станции, между главным ходом и первым путём, ближе к Ленинграду. О.Д. Мизонова помнит, как там заправляли водой дальние поезда на Питер. По её словам всего колонн должно быть три. Думаю, третья была расположена на противоположном конце станции, между теми же путями (для заправки водой паровозов, ведущих дальние поезда к Рыбинску). Две колонны нашлись на фото 2008 года (см.) на том же снимке видны электровоз в депо, входные стрелки (от Питера) и длинное белое складское здание на территории бывшего мостопоезда. Между этим зданием и забором (внутри территории) по идее должен быть ж.д. путь, на котором стояла техника мостопоезда. На всю жизнь в моей памяти остался звук внезапно на максимальных оборотах пыхтящего паровоза (его большие колёса в этот момент даже проскальзывают по рельсам), резко дергающего состав (чтобы преодолеть трение покоя), бегущая по составу лязгающая волна дергающих друг друга вагонов, короткие свистки маневрового паровоза и звук рожка стрелочницы. Мне невыразимо жаль, что молодёжь не слышит этой волшебной музыки и, возможно, не услышит никогда. |
|
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 185
|
|
Отправлено: 09.12.13 23:40. Заголовок: Ярославская область
Выше уже упомянуты несколько деревянных вокзалов, подходящих под описание предыдущего поста. Их можно видеть на сайте "Савёловская глухомань" и один из них я уже копировал. А на сайте С. Болашенко sbchf.narod.ru/22/ot-yar01.html я увидел еще три вокзала в Ярославской области, подходящие под наше описание: вокзал станции Берендеево, станции Рязанцево и станции Петровск. Все они имеют однотипный главный фасад (обращенный к ж.д.), разница лишь в количестве окон по бокам от главного входа. Причем на станции Рязанцево рядом с вокзалом стоит водонапорная башня, вероятно, ровесница Будогощской (или даже старше) Фото с сайта С.Болашенко копироваться сюда не хотят (идите по ссылке), потому покажу вокзал Берендеево с сайта transsib.ru Видимо, это старое фото. Вот как он выглядит теперь фото взято click hereздесь Заключение. В интернете я видел 6 - 8 таких сооружений, как на этом фото. Т.е. это типовой фасад деревянного вокзала начала XX века. И все они походят на каменный вокзал во Мге. Поэтому очень велика вероятность того, что Будогощский вокзал тоже был таким.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 199
|
|
Отправлено: 17.12.13 18:51. Заголовок: Книга И.Г. Явейна нам не помогла
Добрался до библиотеки и посмотрел книгу 1938 года И.Г. Явейна об архитектуре вокзалов, которую нам выше указал Странник. В ней рассматриваются только очень большие вокзалы, в частности вокзал в Цинцинатти, центральный вокзал в Нью-Йорке и грандиозные проекты Курского вокзала в Москве. О мелких наших сельских вокзалах там нет ничего. Сообщаю это для наших друзей: в этой книге по нашему вопросу ничего нет, не тратье на неё время. Странник, еще раз спасибо, будем искать дальше. =================== Получил для ознакомления книгу 1934 г. Б. Великин "Петербург - Москва. История Октябрьской ж.д." Содержит много интересных деталей истории строительства этой ж.д. В этой книге в качестве (мелких) иллюстраций использованы фотографии Николаевской ж.д. 1855 г http://andcvet.narod.ru/DR/25/sam.html и в текст дополняет их. Пытался сканировать эту книгу - но листы неровные, как стиральная доска. Скан получается плохим. Интересно, что книга издана некоей Ленинградской областной редакцией "История фабрик и заводов" (возьмите этот факт на заметку, краеведы). Это дает надежду, что были изданы книги и по фабрикам и по заводам. Хотя думаю, это маловерятно, потому что в дореволюционной промышленности С.-Петербурга были немалые достижения, а показывать их было не в интересах руководителей большевизма тех лет. В те годы полагалось чернить все дореволюционное.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 209
|
|
Отправлено: 21.12.13 21:35. Заголовок: Поиск пока безуспешен.
Весь вечер искал в электронном каталоге на сайте ПГУПС (бывш. ЛИИЖТ). - Не нашёл ничего похожего. В частности, по ключевому слову "вокзал" почти ничего не отыскивается. По слову "станция" - ссылок запредельно много и содержание их неясно. Просмотрел оглавления журналов "Железнодорожный транспорт" за 1926 - 1941 гг. Не нашёл ничего похожего. ==================== Смотрел электронный каталог СПб городской библиотеки им. Маяковского (она раньше специализировалась на краеведении) - нет результата.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 233
|
|
Отправлено: 15.01.14 21:27. Заголовок: Ответ из ОУНБ
Осенью обращался за помощью к библиографам ОУНБ. Пришёл ответ: цитата: | Мы не нашли фотографии довоенного вокзала станции Будогощь, но обязательно пришлем Вам, если она обнаружится. С уважением, Елена Георгиевна Дятлова |
| Спасибо, Елена Георгиевна!
| |
|
|
|