|
| |
Сообщение: 16
Откуда: СССР
|
|
Отправлено: 26.05.13 18:38. Заголовок: Комментарии к картам, обсуждения
(c) mrxxi На Топографической карте Новгородской области 1847 года Безкорниловича, фрагмент которой для всех нас нашёл А. Полисадов (см. ниже), интересны названия мест (топонимы). В частности: Правобережная Будогощь названа "сельцо Будогощь". Черемхово озеро так и названо (а не Черемуховым, как теперь пишут). Светлое озеро названо Долгим и размер у него относительно других озёр больше современного. Озеро Мошное изображено большим, чем Черемховое. Озеро Линное названо Линно и нарисовано большим, чем Черемхово. Нет двойника Линного озера (к юго-востоку от него, названного на карте межевания 1780х годов одним из двух Зимних озёр, а на карте Шуберта - Верешным). Ручей на западном краю современной Красихи назван "Высоцкой" (там и в самом деле высокие по здешним понятиям места). Ручей на восточном краю Красихи (современный Кальник) назван "Сусин". Он впадает в Пчёвжу с юга. В том же месте в Пчёвжу с севера впадает ручей с таким же названием "Сусин". У сельца Погорелова обнаружилось предыдущее название: Выползово. Рядом с Сусиным ручьём на северном (правом) берегу Пчёвжи помечена неизвестная деревня Грязь. И т.д. - см. карту. Одна из немецких разведывательных аэрофотографий Кириши 1943 года [ссылка, остальные фото см. ниже] <...> На снимке два моста через Волхов. Н.И. Афанасьева в 2008 году говорила мне, что, оттеснив немцев, наши навели у Кириш понтонный мост через Волхов, который прогибался под весом поездов. А здесь видны тени от ферм моста. Это что, фальшивый мост для обмана немецкой авиации? - Загадка. Разгадка: недели две назад говорил об этом по тлф. с А.В. Козловым. Фермы моста видны потому, что наши, отходя за Волхов, их не тронули, взорвали только ж.д. полотно на мосту. Позже, когда немцев изгнали с Киришского пятачка, наши поставили параллельно деревянный мост на железных понтонах (поплавках). Он действовал и в 1946 году, когда А.В. Козлову случилось в поезде по нему проехать. Тогда было принято закрывать окна вагонов при проезде по мосту. Александр Полисадов комментирует полукилометровые карты генштаба РККА, переделанные немцами для своих войск в 1942 году (ссылки на карты см. ниже). Цитирую его письмо частично, с небольшими редакторскими изменениями; в квадратных скобках - мои уточнения наклонным шрифтом. йгщеуъ1). От отца мне известно (он родился в 1932 г., жил в Будогощи примерно с 1943 по 1947 гг.), что ранее там действительно было озеро, но оно было искуственного происхождения. Оно было образовано плотиной у дер. Васильково. Плотина была то ли промышленной то ли боборовой (это он точно не знал). К сожалению, я сейчас уже не помню, говорил ли он мне, что видел озеро сам или знал от других Исходя из того, что мы видим обозначение "мук." ` [ Около той части Ингори, которая вытекает из Разлива, недалеко от дороги на Васильково - mrxxi]
цитата: | можно предположить, что там была плотина мукомольной мельницы. Она могла быть создана после периода, когда были сделаны карты ПГМ 1790-х гг. и карты Шуберта. (Кстати, такая ... мельница, в частности, видна на карте еще в дер. Клинково). |
|
[ На карте немало мельниц. В некоторых сёлах их отмечено даже несколько в одном месте (!) - mrxxi] [ Мне тоже пришла мысль о плотине мельницы и письмо А. Полисадова оказалось как нельзя кстати. Но у меня остаётся сомнение в происхождении плотины. Мукомольные мельницы на карте обозначены словом "Мук." и кружочком, указывающим точное положение мельницы. В этом месте я не смог понять, где этот кружочек. А буквы "Мук." написаны довольно далеко от того места, где разлив сужается опять до русла речки Ингорь. Так что гипотеза требует уточнения: вдруг и в самом деле бобры? В "Иллюстрированной энциклопедии лесов" Чешского издания 1980х годов написано, что разливы, создаваемые плотинами бобров, бывают очень велики и наносят лесу колоссальный ущерб. - mrxxi]
цитата: | Озеро было большим по площади, но не было глубоким. Так что мы скорее всего имеем дело не с обманом, а с реально существовавшим разливом |
|
[ Разлив существовал, в этом нет никаких сомнений. Я с детства это слово слышал, оно в употреблении у зеленохуторян. Я и бывал на покосе, расположенном "на Разливе", - вот только воды не видел: мне взрослые говорили, что дальше вода и болото и чтобы я туда не ходил. А сегодня по телефону существование Разлива подтвердили А.Н. Симонова и С.Е. Козлова. - mrxxi].
цитата: | Отец также говорил, что позднее плотину демонтировали и озеро перестало существовать. На его месте образовалось болото, на котором позднее (предполагаю, что в 60-х или 70-х гг. - точно не знаю когда) были проведены мелиорационные работы (создание осушительных каналов и спрямление русла Ингори на участке Разлива, и вроде даже дальше вдоль Васильково). Предполагаю, что это было сделано с целью формирования с/х-пригодных площадей, а не торфяников. |
|
[ В конце 1960х внимание зеленохуторцев занимала другая новость: уничтожение лесов с самолета какой-то химией то ли ради создания посевных площадей, то ли ради ликвидации клещей, заражавших людей энцефалитом. Это опыление вызывало страх и массовое осуждение. Говорили, что одна корова погибла, наевшись опылённой травы или попав под опыление. Власти запретели выпас коров в опыляемых местах. - mrxxi]
цитата: | Цифра 30 (или 39) [на восточном краю Разлива - mrxxi] походит на обозначение высоты уреза (можно сказать и зеркала) воды над уровнем моря (т.е. уровень воды в Разливе выше уровня воды в Кронштадте на 30/39 м.) Такие же обозначения (кружочек на берегу водоема с числами) обнаруживантся на каждом озере на этой карте, да и на других тоже. 2). Присутствует обозначение станции, находящейся на разветвлении ж.д. на Кириши и на Чудово [видимо, речь об ответвлении трассы на Чудово рядом с бывшей МТС - mrxxi] Немецкая надпись "BHf" - сокр. от нем. Bahnhof, - вокзал. Вокзалом это конечно вряд ли было, но некое подобие станции, видимо, существовало. Территориально получается это было в районе современного переезда через ж.д. [переезда на Зеленый Хутор, там в 1930х была МТС, затем усадьба бывшего совхоза Штурм - mrxxi] 3). Ж.д. Будогощь-Чудово отмечена комментарием "Im Bau" - строится |
|
[некоторые старожилы мне говорили, что "рабочие поезда" - т.е. поезда с дорожными рабочими - уже ходили от Будогощи - mrxxi]
цитата: | 4). Присутствует короткое ответвление от этой ж.д. в сторону оз. Карахан(ь). Интересная деталь. |
|
[Да, очень любопытно. Особенно в связи с тем, что ж.д. строили как рокадную дорогу на случай войны с Финляндией и вмешательства держав в войну. Сам же проект дороги существовал еще с царских времён. Тогда создание дороги от Чудова (и даже значительно западнее) до Тихвина преследовало цель экономического развития региона. - mrxxi]
цитата: | 5). оз. Облуцкое - без островов. Они, вероятно, появились позднее. |
|
[ Мне всегда казалось, что это плавающие острова, торфяники. Сам я их не видел, но от людей слышал или читал в почте, - не помню точно.- mrxxi]
цитата: | 6). Небольшой разлив ручья Боровко перед дер. Могилево - от мельничной плотины. 7). В комментариях к карте по-немецки указано, что за основу взята карта 1936 г. с поправками по аэрофотосъемке к 18.06.41 Только вот непонятно, это карта РККА 1936 г. + германские снимки или + советские снимки. Нам бы эти снимки посмотреть... |
|
[Уверен, что снимки были немецкими. Вермахту за несколько дней до войны было нужно уточнить карты. Во многих воспоминаниях ветераны писали, что за несколько дней до войны немецкие самолёты - разведчики беспрепятственно летали над нашей территорией благодаря политике Сталина. Кроме того, если наши военные карты немцы могли найти на захваченных территориях или добыть агентурно (их же печатали соответствующим тиражом), то с аэрофотоснимками такое представить трудно: аэрофотоснимки были уникальны и вряд ли хранились на периферии страны, - трудно представить, как они могли оказаться на захваченных территориях. - mrxxi]
|