<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-11-05 17:28:54
Ольга Ивановы – самая известная фамилия России. На Иванах держится вся русская история. Вот и мои корни в Будогощи и окрестностях – Ивановы Иваны Ивановичи. Жили они тут и в XIX и в XVIII веках (это я знаю точно по воспоминаниям моей прабабушки 1885 г.р., а ее дед прожил 116 лет, так что это живая память поколений).
Прабабушка моя была родом из Лашино. А ее муж – из Хотицы. И тот факт, что рядом с Кукуем находится старообрядческое кладбище – жальник, указывает прежде всего на то, что крестьяне жили тут еще в период до церковной реформы середины XVIIв. Вся православная русская церковь в это время была старообрядческой. А вот оставаться в такой вере и после известных исторических событий вряд ли могли крестьяне Новгородской губернии, так близко живущие от нашей столицы.
Иваны и их семьи ходили в церковь, если она была рядом, то часто. Хотица была приписана к приходу в Борутино. Поэтому церковь – только по праздникам, да на кладбище. В деревнях отмечали и церковные праздники. В Хотице – это был Покров. По маминым воспоминаниям еще и в 40-е гг колхозники ходили в праздники в те деревни, где до этого было принято отмечать праздники, только в дома уже не заходили. Причем весь путь они проделывали босиком, а по деревенской улице проходили в праздничной обуви.
Моя прабабушка Ольга Матвеевна закончила 3 класса церковно-приходской школы в Лашино. Значит, там был и храм, где-то рядом находилась барская усадьба. Читала до конца жизни, правда очками не пользовалась и в конце жизни могла читать только заголовки газет. А сколько старых сказок она знала наизусть… А вот бабушка, проживала в детстве в Хотице, школы там не было. Поэтому училась грамоте уже в ликбезе. Бабушка, даже в годы самого воинствующего атеизма, так однажды проложила нашу дорогу из Кирова в Будогощь, что мы целый день провели у стен закрытого тогда Тихвинского монастыря. Правда мы тогда были так малы, что мне больше всего запомнилась быстрая речка и стена за нашими спинами.
Что делали мои предки? Да они все были крестьянами. Но в этом месте земли и раньше урожаи были не очень богатыми. Конечно, помогал лес. В лес и заходили с поклоном, и брали все нагибаясь - поклоняясь. Бабушка вспоминала, что солили грибы, мочили ягоды бочками. И у нее и у тетки ее в доме всегда была бочка питьевой воды с крышкой. Картошка была главной едой. Но почему-то мне кажется, что любовь бабы Оли и бабы Маши к гороху и бобам, их отношение к этим простым огородным культурам, как к лакомству, тоже имеет корни в их детстве, то есть в XIX веке…
В лес на заготовки ходили все. Дети и взрослые босиком, змей не боялись. А ведь одна из бабушкиных двоюродных сестер была слепая от рождения, но и она собирала ягоды («доведут ее до куста черники, брусники и оставят, а дальше она уже ощупью перебиралась на следующий…»- вспоминала бабушка). Лес кормил, он же и лечил. Немного знаний о многих травах позволяло бороться с недугами. Мать-мачеха, подорожник, репейник, кора дуба, лист брусники, сушеная морошка… все шло в ход. И в доме не было привычных нам средств гигиены. Голову мыли золой, а в критические дни, в отсутствии средств «с крылышками и без» бабы свои проблемы закрывали длинными юбками, да иногда (после родов) пользовались мхом. Этот мох помогал и в годы войны, когда не хватало ваты, то в ход шел природный антисептик. Но никто его не боронил, не снимал в лесу просто так. Все знали, что и через год, и через десять придут в это же самое место по ягоды-грибы.
Еда была очень простая. Мясо в магазинах не продавалось. Корову или телочку зарезать не могли – это и молоко и масло. Бычков, если они рождались, резали обычно осенью, чтобы зиму не кормить, или продавали. Свинину баба Оля не ела, так как в юности видела свинью-людоедку. Съела какая-то хрюшка оставленного без присмотра младенца. И осталась зарубка у бабушки в голове, да такая… Так что самая распространенная мясная пища была мелкий домашний скот – овцы, птица, да лесная добыча. Резали овцу не чаще 3-4 раз в год. В дело шло все – шерсть, мясо, шкура. Мяса было не так и много на семью из двух десятков человек. Даже летом в сенокос оно не успевало испортиться без всякого холодильника. Если в миске на столе было мясо, то есть его можно было только после разрешения главы семьи. Сначала все ели юшку (жижу) из одной общей миски. Затем хозяин ловил кусок мяса, за ним это делали работники, потом детишки. Много ли доставалось поварихам – можно только догадываться. Иногда в чугунок попадала домашняя птица. Ее тоже держали не очень много. Утки и курицы давали яйца и перо. Лесную птицу чаще ловили силками. Да весной ребятишки бегали собирать яйца по птичьим гнездам – разоряя их.
Как я помню, по рассказам моей прабабушки Ольги Матвеевны, ее дед Калина был и охотник и рыбак. Да и прожил он немало: умер в 106 (116)лет на зимней рыбалке. А вот муж прабабушки Иван на жизнь зарабатывал по-другому. Летом – поле. А зимой запрягал лошадь, в телегу – швейную машинку и отправлялся на заработки по окрестным деревням. Прадед Иван шил тулупы. Приезжал в дом заказчика и жил там, пока обшивал хозяина и его семью. В это время принимавший его крестьянин кормил и его самого , и его лошадь. Когда же заказ был готов, прадед переходил либо в соседний дом, либо в соседнюю деревню. По-видимому, маршруты его поездок были очень длинными. Ведь смог он позднее пристроить свою старшую дочь Матрену в ученицы портного в столицу. Тетя Мотя называла себя всю жизнь не портнихой, а - портным. Жила в Петербурге, Петрограде, Ленинграде и всегда была сыта, обута, одета благодаря иголке и нитке.
B деревне женщины никогда не были белоручками. Только вышивки в нашем доме были гладью, ришелье, мережками, простым крестом, крестом болгарским. Самыми красивыми в моей памяти были занавески и подзоры – обвязанные кружевами, связанными крючком и на спицах (и спицы помню еще самодельные, деревянные). Домотканые полотна я не застала. Бабушка вспоминала о процессе отбеливания полотна на берегу Пожупинки зимой, когда мерзли руки. В доме у нас были прабабушкины половики – предметы вторичного использования тряпок. Рисунок у них был не из простых полосок, а еще и ромбы, и квадраты, лесенки, выложенные из тряпок разных цветов. Да еще в моем детстве у бабушкиной соседки в Будогощи на улице Кирова стоял ткацкий станок. В доме он занимал самую большую комнату. Когда видишь такой станок в Этнографическом музее - он маленький и забавный. А в деревне – это центр избы.
Швейная машинка в нашей семье всегда была символом благополучия. Моя бабушка, убегая из города под фашистскими бомбами, спасала свою машинку. Она, уже полностью поломанная, годами стояла в доме.
«Режь, да ешь, а у меня и резанного не переесть,»- так говорили о хлебе те, кто просил милостыню (слова бабы Оли). В детстве моей бабушке Вере прошлось и через это пройти. В 1919 году все в их доме болели испанкой (грипп?). Умер в эту эпидемию ее отец Иван. Она, 9-летняя девчонка выздоровела первая. И пошла к соседям просить милостыню, так как в их доме печь стояла нетопленная, а хлеба не было. И только соседи (Они же и ближайшие родственники) могли спасти всю семью от голодной смерти.
Уже в 10 лет Ольга Матвеевна отправила Веру в самостоятельную жизнь – в столицу, в няньки. В деревне было бы не выжить. Но и Петроград 1920 года не был сытым городом. И бабушке здесь было очень непросто. Кроме ухода за детьми, она помогала своей сводной сестре по хозяйству. Деревенская девчонка училась жизни городской. Бабушка вспоминала, что даже купить мясо она не умела. Как-то отправили ее за мясом для котлет, а в деревне мясо съедали все, но котлет не делали. Вот и купила она совсем не тот кусок. За что была избита этим куском мяса по лицу, а затем вынуждена была идти в магазин, чтобы поменять этот кусок мяса. Так и вспоминается чеховский Ванька Жуков, а это была далеко некнижная жизнь. И написать письмо бабушка не могла, так как ликбез (курсы по ЛИКвидации БЕЗграмотности) был позднее.
«Ангелу злата венца, а Вам – доброго здоровьица». Это еще одна прабабушкина поговорка. Если даже мировые пандемии не обошли стороной Хотицу, то что уж говорить о высокой детской смертности. У прабабушки еще и до брака был ребенок. Одна из ее дочерей – Катенька – умерла. А после очередных родов прадед сказал своим дочерям: «Катенька вернулась». Бабушкина сестра Екатерина Ивановна прожила долгую жизнь. Но вот ведь судьба! Ее доченька Людочка давным-давно спит на Рябушке, а другая ее дочка Людмила живет и внуков растит в Приозерске. Не боялись они давать имена умерших живым. «Покойникам нужен покой,»- говорила прабабушка Оля. Я не помню, что бы она ходила на кладбища, где были похоронены ее родители, мужья, дети…
Имена же переходили не только от человека к человеку. На берегах Пожупинки когда-то были хутора (ОТРУБЫ). И они носили имена бабушкиных двоюродных братьев Егоров, да Иванов. В детстве меня водила бабушка на эти хутора. Но и тогда там только угадывались очертания фундаментов. Но оставались какое-то культурные кустарники и хмель. Мы откопали тогда немного хмеля. Он долго рос в нашем саду. Вот такой круговорот истории.
С именами в нашей семье была такая же путаница, как и со всей российской историей. Я знала двух старушек – дочерей того Егора, что держал хутор у Пожупики. Отчества у родных сестер были разные: Егоровна и Георгиевна. Вот и доказывайте свое родство! А сводная сестра моей бабушки Матрена, тетя Мотя, называла себя то Матильдой, то Мариной… Но это уже история ХХ века и городская.
В самом же начале ХХ века деревенские писари (а может быть это были переписчики 1910 года?) решили навести порядок с учетом Ивановых. Именно тогда в нашей родне появились новые фамилии. Ивановых, чей прадед Калина был еще жив, записали Калиниными. Потомки прабабушкиного брата Егора жили на 7 км. В 80-е годы ХХ века именно Калиниными. А вот многочисленные братья моего прадеда Ивана Иванова и их дети стали первыми носителями новых фамилий. Сам Иван был кудрявым. В деревне его прозвали за это «баран». Бабушка и сестры ее были записаны Барановыми. Брат прадеда – забияка и драчун - Андрей - начал род Бойцовых. А еще появились Смирновы, Михеевы, Федюшины. За давностью лет не могу вспомнить точно, но знаю, что фамилию «Пашины» дала детям одна из вдов (Прасковья). Страна еще жила при царском строе, а ее жителей уже тогда вынудили отказаться от своей памяти, от своего рода. Централизованно переписывали и переименовывали людей, путаясь в бумагах. Вот вам и корни братоубийственной гражданской войны. Путаницы было очень много Ольга Матвеевна и Мария Матвеевна были записаны с одного года. А ведь между ними было 2 года разницы. Бабушки были разными – пухленькая и худенькая. Она как у Некрасова – коня на скаку, а другую - лаптем перешибешь. А обе прожили по 95 лет. Ушли на тот свет тоже с разницей в 2 года. Дни рождения тогда не отмечали. Крестили всех по святцам. И в семье было принято поздравлять на день ангела. У бабы Оли праздник был 24 июля. Но имя ОЛЬГА и сама Ольга Матвеевна и ее сестра всегда произносили «ВОЛЯ, ВОЛЮШКА».
93 года у моей прабабушки была старшая сестра. Жить рядом было легче, и бабе Маше (Марии Матвеевне Луковицкой) всегда была собеседница. Они помнили что-то такое далекое от нас, но воспоминания не мешали им жить и радоваться каждому дню. На просьбы рассказать о старине они откликались неохотно. Очень тяжелая была их жизнь. Зато и песню спеть могли, и сказку рассказать. Помню одну рассказывала мне бабушка о конской голове. Сюжет мне в книгах не встречался. Чем-то напоминала она сказку «Морозко» - тоже в лесу девочки, только желания исполняла конская голова. С чем это можно связать: с легендой о Вещем Олеге или со сказкой о Крошечке-Хаврошечке, где родовой оберег-тотем – коровья голова?
Что помниться из услышанного? Было у Ивана две жены. Марину он очень любил. Но детей у них не было. Умерла она молодой. А вот вторая жена оставила ему сына Ваню, да дочку Мотю. На ноги их поставить не успела. Вот и пришлось Ивану посвататься к Ольге, которая и замужем не бывала, а сына уже потеряла. И у нее выбора большого не было. Падчерица Матрена была ей почти ровесницей. Да женские руки в доме всегда ценились. Хотица была далеко от ее родной деревни. Но когда в доме бывали ссоры, забирала она своих детей, да и убегала к родителям. А прадед очень любил дочерей, да и жену не бил, жалел. За детьми приезжал на телеге. Детей он вез домой, а жена уже за телегой пешком поспевала.
Жили они, видимо, неплохо. Дочек рожали почти каждый год. Стал Иван ставить новый дом. Матрена была уже в Петрограде. Дома вырос помощник – Иван. Но болезнь тут его подкосила. Похоронили прадеда к его первой любимой жене на борутинском кладбище и посадили на могиле сирень. После смерти прадеда поделили его наследство вдова и сын. Недостроенный дом продали. Остались жить в старом доме. Старшую дочь еще через год Ольга отправила в Петроград. Среднюю Александру молодой отдала замуж на свою родину в Лашино (Значит, ездили туда регулярно, связи с братом, с семьей не обрывались).
Иван же ,пасынок, пошел в первую в Кукует коммуну. Отвел туда и лошадь и корову. Там они и пропали. Интересно, что в коммуне не только вели общее хозяйство, но и жили все вместе. Готовили на всех коммунаров на большую семью. Так перестраивалась сельская родовая община в коммунистическую. Только скотина там и осталась. А коммуна преобразовалась в колхоз. Но недолго жил в колхозе Иван. Весельчак и балагур, по воспоминаниям он за анекдоты и пропал по доносу.
В 30-е годы ХХ века самая младшая дочь Ольги и Ивана уехала к сестрам в Ленинград. Ольга вновь вышла замуж. Но ее второй муж и сын его и пили и били ее. В это же время умирает Александра и ее муж. Двое дочерей Александры воспитываются государством. Иногда они бывали у теток (больше всего с ними возилась незамужняя тетка со стороны их отца). В Ленинграде же дочь Вера выходит замуж, но живет с мужем недолго: дед Петр погибает в финскую зимнюю войну. У бабушки Веры на руках остается 3-летняя дочка Валентина. Почти вся семья вновь собирается в Хотице уже летом 1941 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Ответ: "Очерк жизни крестьянского рода с реки Пчёвжи" опубликован на нашем сайте. Это был его черновой вариант, тоже весьма интересный. Я подумал, что они друг друга дополняют, - и открыл эту запись для глаз посетителей. 29.08.2012
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-08-12 14:08:14
mr.xxi Уважаемый Евгений, спасибо за теплые слова и за интерес к родному краю.
Прошу извинить, сейчас я озабочен домашними делами накопившися за год, и не могу заниматься селом Задубенье.
Но на этом сайте есть старые карты, копии печатно изданных в Российской империи списков населенных мест прошлых веков и даже фрагмент переписи населения позапрошлого века (с адресом его источника, кажется).
Посмотрите, пожалуйста, туда, чтобы не ждать, когда я смогу это сделать для Вас.
Редактор сайта
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-08-12 13:52:47
mr.xxi Уважаемый Кайрат Оспанов, я связался по телефону с Г.А. Мурашевым.
Он ответил мне, что нет никакой иной должности в России, кроме Президента, кто бы мог решить этот вопрос.
Иван Давыдович Криворучко сделал 174 боевых вылета, и по положению должен был быть ДВАЖДЫ
Героем Советского Союза.
Но ему дали восемь орденов, ни одной Звезды Героя, и даже не пригласили на парад Победы, - все из-за того, что он был сбит за линией фронта.
Геннадий Артемьевич этим вопросом заниматься не в состоянии из-за плохого здоровья.
Но он готов поддержать Вас.
Он благодарит Вас за письмо, за заботу о памяти героя Великой отечественной войны, и для взаимодействия сообщает свой домашний почтовый адрес (выслан электронным письмом по Вашему адресу)
_________________
С уважением, редактор сайта Зеленый Хутор
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-08-09 23:31:05
Евгений Здравствуйте,
Меня зовут Евгений,мне 34 года, живу в Киришах
Спасибо за интереснейший сайт,
Интересуюсь историей родного края,много интересного увидел на вашем сайте,хотел бы спросить про село Задубенье,что в окресностях Будогощи.
Находилось на реке Пчевже,примерно между Облучьем и Серебряницами.На сколько мне извесно оно перестало существовать еще в 19 веке,интересует что было в селе(кол-во дворов,часовня и т. д.)и почему оно исчезло в такое время,не знаю кто сможет ответить на мои вопросы,может можно их кому-нибудь переадресовать.
С ув. Евгений
Ответ: Эта загадка может остаться неразгаданной.
Помещу её в новый раздел - ЗАГАДКИ истории Будогощи.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-08-09 21:52:46
Кайрат Здравствуйте,Геннадий Артемьевич! Я из Казахстана. Являюсь земляком Криворучко Ивана Давыдовича,о котором вы писали в книге "Не сломлен судьбою".
Обращался в Санкт-Петербургский Совет ветеранов ВОВ и Медведеву Д.А. по поводу присвоения Ивану Давыдовичу звания Героя Советского Союза,но безрезультатно. Я работаю военруком в Ростовской СШ,Карагандинской области.В селе проживает родная сестра Надежда Давыдовна,пенсионерка. Помогите или подскажите к кому мне обратиться для решения этого вопроса.Буду ждать вашего ответа.
С уважением к Вам,Кайрат Оспанов.
Ответ: Ответ в записи, следующей через одну.
Продублирован почтой.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-08-04 15:07:59
mr.xxi Насчёт архива в поселке Будогощь вот что я нашел
http://www.admkir.ru/catalog.php?catID=2.7.2&PHPSESSID=f5210506d2c550c81ad8e0378c307ce9 Несмелова Марина Валентиновна, специалист по кадрам и делопроизводству, архив, 73-464 (код Будогощи 8 - 81368) Наверное, она знает
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-07-12 23:38:19
...
Есть ли архив в городе Будогощь? Напишите его реквизиты,если кто знает.
Ответ: Смотрите ответ редактора сайта в следующей записи.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-07-11 16:31:39
Евгения Михалёва Здравствуйте. Меня зовут Михалёва (Козлова) Евгения Борисовна. Я родилась в п.Будогощь. Училась Будогощской средней школе до 8 класса. Затем в Киришской средней школе N3.
Мои бабушка и дедушка - Козлова Мария Михайловна и Козлов Георгий Семёнович. Родители - Козлов Борис Георгиевич и Козлова Таиса Терентьевна. Все проживали в п. Будогощь. А теперь покоятся на местном кладбище. Есть и ещё одно место памяти нашей семьи - братское военное кладбище. Там установлен памятник двум девушкам, закончившим Будогощскую среднюю школу в 1941г. и пропавшим без вести. Одна из них - Козлова Евгения Георгиевна - моя тётя. Я ношу её имя и на протяжении всей жизни знаю - я живу и вместо неё...
Пишу стихи. Два стихотворения связаны с моей малой Родиной.
МНЕ СНИЛОСЬ ДЕТСТВО...
Мне снилось детство
Жёлтое моё:
Песок и сосны,
Озеро в печали
Застывшей верности.
Оно скучало.
А я ушла навеки от него.
Какие-то невиданные птицы
Бродили по воде
На отмели песчаной.
В их бальном танце
Музыка звучала...
Как быть могла
Так долго без неё.
09.03.06.
ВАЛЬС И МАРШ...
Тёте - Козловой Евгении Георгиевне,
пропавшей без вести в тылу врага
и бабушке - Марии Михайловне,
которая ждала дочь с войны до самой своей смерти.
Вальс сорок первого года
Лебедем плыл над зарей.
Сколько надежды, свободы!
Белый твой вальс выпускной.
Как танцевала, как пела,
Как по гитарной струне
Пальцы скользили умело -
Матери снилось во сне.
Как обняла, улыбнулась,
В улыбке скрывая грусть,
Губами креста коснулась:
- Мама, я скоро вернусь.
Лампадка в ночной палитре
Живым светлячком... Слова
Губы шептали в молитве:
- Я верю – она жива.
Женечка, Женя. Сколько же
Имя вместило любви
К дочке... И внучке. Вот уже
Больше второй... ЖИВИ!
По защищенной, свободной,
Согретой и в горе земле –
Вальс сорок первого года
И марш по парадной весне.
9 мая 2008
Моя страничка в Интернете:
http://www.stihi.ru/avtor/janemiha Спасибо создателям страницы. С уважением и любовью к землякам. Евгения.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-02-07 22:33:15
иван Здравствуйте, приехал в Будогощь 2-х летним ребенком. А уехал во 2 классе! Живу - в Калининградской области. Помню....Будогощь!
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-02-05 00:39:09
Ольга Недавно нашла в Интернете сайт с географическими картами, расположен в сети по адресу:
http://atlases.narod.ru/atlases.html На атласах Российской империи 1792 и 1871 гг., насколько я могу видеть, есть Будогощь (а вот на атласах 1823 и 1845 гг. - нет). Возможно, эта информация будет вам полезна. Материалы на этом сайте представлены в формате DjVu. (Собственно говоря, я сделала несколько скриншотов (они в формате bmp, то есть стандартный точечный рисунок), но поскольку здесь нельзя прикреплять файлы, в вашего e-mail''а я на сайте не нахожу, то скриншоты оказались без надобности.)
Публиковать это сообщение, на мой взгляд, без надобности. Просто буду рада, если ссылка будет вам полезной.
Ответ: Спасибо, ссылка может быть интересной для многих (ум - хорошо, а много умов - лучше), потому открыл текст Вашего письма для всех посетителей.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2010-01-07 22:03:57
Дмитрий Н. Добрый день!
Нашел в сети интересный текст: материалы переписи 1710 г. Обонежская пятина Заонежская половина Никольский Пшевский погост.
http://census1710.narod.ru/novgorod/1209_1_8585.htm Это первое известное мне упоминание о Будогощи.
Например: "Тогож числа драгуна Остафья Змеева жена ево Пелагия Дмитриева дочь сказала по заповеди святаго евангелия Господня в правду еже ей ей живу я в Николском Пшевском погосте в поместье мужа своего Будугощи а он муж мой Остафей Змеев служит в драгунех в Польши а в котором полку про то я сказать не ведаю а он муж мой 30 лет а мне Пелагие 25 лет бездетны а дворовых людей у нас никого нет а крестьян за ним мужем моим что написано было по переписным книгам 186-го году за Федором Лихаревым (л.12об.) в той деревни Будогощи 11 дворов и ис тго числа дано ему мужу моему 4 двора а ныне вжиле один двор ..."
Похоже, фамилия помещика Змеева осталась в названии деревни Змеева Новинка.
Еще интересный момент: Будогощь деревня, а Васильково - село! Наверняка, там когда-то и церковь была.
Ответ: В Васильково в начале XX века была усадьба помещика.
В 1950х годах ещё сохранялась аллея из столетних лип.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-12-27 01:40:40
Ирина Здравствуйте mrxxi. Периодически читаю ваш «Зелёный Хутор». Хорошая идея, интересный сайт, но главное отрадно, что Вы, да и многие другие люди, с которыми Вы обмениваетесь информацией, любите свою малую родину…
Разрешите обратиться через Ваш сайт к Павлу Самбуку.
Уважаемый Павел, недавно в разделе «Источники по теме» по приведённым ссылкам, познакомилась с Вашими краеведческими очерками о землях Приволховья, опубликованными в газете «Киришский факел». К сожалению, на сайте «Кириши.ру» выложены не все номера газеты, а следовательно, прочитать все Ваши материалы, у меня нет возможности. Меня интересует Ваш очерк «Забытая Германская», посвященный участникам 1-й Мировой войны, уроженцам Городищенской и Глажевской волостей Новоладожского уезда, опубликованный в «КФ» № 87 16.11.2006.
Дело в том, что мой прадед уроженец с. Городище Городищенской волости Новоладожского уезда (ныне Киришский р-н, Пчевская волость, д. Городище) с 1912 по 1914 г.г. работал в «Пароходстве на Волхове», а с 1914 г. воевал на Первой Мировой войне. Но в отличие от главного героя Вашего рассказа «Старшина порогов» А. Вересова, после войны прадеду не довелось жить в родном селе. Когда он вернулся в 1918 г., его жена, работавшая в Петрограде на патронном заводе, находилась с эвакуированным заводом в г. Симбирске. По этой причине прадед отправился в Симбирск и с 1919 г. работал на патронном заводе. Летом 2008 г. с мужем побывала в Городище. Очень жаль, что исконно коренных жителей остаётся всё меньше, да это и понятно – войны, репрессии, переезды, а вот молодых городских дачников – много. Немного поговорила с местной бабушкой, она подтвердила, что люди с фамилиями, которые я назвала, жили в селе, но следов их она не знает. Посетили кладбище, естественно не нашли могилы родителей прадедушки, они скончались в 1912 г. Жаль, что не сохранилась церковь Свт. Николая Чудотворца. Но всё равно было очень приятно, что существуя много веков, Городище продолжает жить и оставаться, как и в старину, большим населённым пунктом.
Павел, у меня к Вам просьба. Если Вас не затруднит, выложите на сайте для прочтения «Забытая Германская» и другие очерки, которые на данный момент не доступны в электронном виде. Думаю, что многим будет интересно их прочитать. И у мня к Вам вопрос: собирали ли Вы материалы о селе Городище, общались ли с жителями? Если да, то где можно увидеть эти материалы, а если нет, то планируете ли Вы заняться этой местностью, изучить её историю в веках, узнать о судьбах городищенцев.
Отрадно, что у земли Приволховья есть свой краевед. Спасибо Вам, Павел, за Ваш полезный труд. С уважением, Ирина. Санкт-Петербург.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-12-22 21:08:52
Андрей По настоятельной просьбе Козлова В.А. высылаем его поправки к вашей книге о Будогощи.
*река шарья впадает р. оскуй выше д оскуй примерно на 2-2,5 км;
* д серебряницы расположена не на реке ингорь , а на реке пчевжа:
* приток реки пчевжа в районе д кукуй - р пожопенка
* житель п. Будогощь Есин Матвей Александрович;
* д. барутино расположена на р Пчевжа;
* Профилакторий на озере Черемуховом - Приозерный;
* р Оскуй начинается от слияния двух рек в Новг. обл. в 30 км от Малой Вишеры - д Бритино (где остался 1 нежилой дом)
Ответ: Спасибо, поправки внесены.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-11-24 17:43:01
Александр Добрый день.
В разделе "ЗАГОТОВКА ОПИСАНИЯ БУДОГОЩИ
и жизни её обитателей". о Порогской ГЭС, по-моему, не совсем верная информация. Плотина находится ВЫШЕ деревни Порог и Борутино. В точке с координатами 59:22''09.60" С 32:25''49.42" В. Мой отец родом из Порога, ни о какой иной плотине никогда не рассказывал. В начале сентября 2000 года при уровне воды выше среднего летнего плотина выглядела так
http://fotki.yandex.ru/users/fotosputnik/view/113443/?page=0 Ответ: Спасибо.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-11-07 20:25:38
Сергей Здравствуйте! Большое спасибо за Ваш труд по созданию сайта! Вы пробудили во мне множество ностальгических воспоминаний, ведь я родился и прожил первые 15 лет своей жизни на Зеленом хуторе, улица Горького, 24. Мой дед, Оппоков Анатолий Павлович, был когда-то членом (или председателем) товарищеского суда в поселке. Я хорошо помню Козлова А.В. и Перетина А., чьи воспоминания фигурируют в материалах сайта...
Последний раз я побывал в Будогощи летом 2005 года и увез оттуда много горьких впечатлений... Сложилось ощущение, что хутор превращается в место отдыха обеспеченных граждан, а вся прошлая жизнь его пришла в полное запустение... Изменился сам ландшафт местности, обмелело Зеленое озеро... Похоже, что в обозримом будущем оно рискует превратиться в одно из многочисленных болот... Сгоревшие дома, которые никто не восстанавливает, прекращение автобусного сообщения с хутором, бетонные плиты, перегораживающие ж/д переезд в районе совхоза "Штурм", казино в помещении столовой (пропахшее навсегда ТЕМИ обедами по 64 копейки, которых я съел там не одну сотню!), разрушенные "железнодорожные" баня и столовая - все это производит удручающее впечатление... Кажется, что лучше было бы мне никогда не видеть всего этого и сохранить память о том поселке, в котором я жил...
Даже не знаю, зачем пишу Вам все это. Простите.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-11-01 19:39:01
сергей Привет, земляки! Спасибо за создание этого сайта. Очень приятно за тридевять земель увидеть свою малую родину.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-09-27 21:59:34
Нечаева (Симанова)Галина Посетила Ваш сайт,спасибо.Очень интересно.
Ответ: Спасибо.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-09-09 08:49:59
Семёнов Владимир Здравствуйте!
Прекрасный сайт!
Я живу в Чудове и занимаюсь этнографическим изучением Чудовского края, поэтому Ваш сайт для меня большая находка. За что огромное спасибо киришскому краеведу Павлу Самбук. Это он мне дал Ваш "адрес" в Интернете.
Давайте сотрудничать!
С уважением, Владимир.
Ответ: Спасибо, давайте сотрудничать.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
2009-08-27 11:18:39
[САМАЯ ПЕРВАЯ ЗАПИСЬ В ГОСТЕВОЙ]
mrxxi Приветствую всех, пришедших на сайт "Зеленый хутор".
Основные разделы сайта:
- Будогощь (Ленинградская область, Киришский район)
- писатель Г.А. Мурашев
Прошу здесь оставлять сообщения по этим темам.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>