On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Добро пожаловать на наш форум!
Если вы хотите участвовать в обсуждениях на форуме постоянно, то при написании сообщения поставьте "галочку" зарегистрироваться.
Все права авторов материалов принадлежат им.
В связи с защитой от спама сообщения от незарегистрированных пользователей проходят премодерацию.


АвторСообщение
moderator


Сообщение: 278
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.14 23:28. Заголовок: ЦИТАТЫ



 цитата:

ОТРЕЗАТЬ ДЕРЕВНИ
http://www.rosbalt.ru/federal/2014/03/28/1249766.html

Росбалт, 28/03/2014 14:00

На совещании в правительственных кабинетах одобрена "Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по ее реализации". Регионы, согласно этой концепции, вправе отказаться от пригородного железнодорожного сообщения. По мнению чиновников, электрички нужно сохранить только в Москве и Петербурге. Поскольку российские регионы задолжали 30 млрд рублей пригородным пассажирским компаниям, "РЖД" сотнями сокращает электрички по всей стране.

Отмена электричек для Псковской области означает, что регион "режут по живому", считает депутат областного собрания из фракции КПРФ Александр Рогов. "С 11 января вообще прекратилось пригородное сообщение Дно – Оредеж и Дно – Старая Русса. Дно – это крупнейший железнодорожный центр. В самом городе и районе очень много людей, которые работали на железной дороге. И вот коллизия судьбы, что именно они стали первой жертвой. Несколько деревень, из которых самая большая – Должицы, а есть еще Леменка, Старое Село, Селище, Филиппково, – они в десятках километров от районного центра. У них нет там уже ни магазина, ни аптеки, ни медицинской помощи. Они раньше добирались до райцентра именно пригородным поездом. Там дороги в таком состоянии, что ни весной, ни осенью не добраться до райцентра вообще. Теперь они от большой земли оказались отрезаны. Жители деревни Должицы даже перекрывали железнодорожные пути, чтобы остановить служебный поезд и на нем отправить в райцентр больного пожилого человека для получения медпомощи", – рассказал Александр Рогов.

В качестве альтернативы электричкам называется развитие автобусного сообщения. Но эта "альтернатива" на поверку оказывается обманом: в провинции наблюдается также и сокращение автобусного сообщения. "Сейчас бывшие государственные автопредприятия в Волгоградской области просто растаскиваются. Автобусы забирают в областной центр и даже за пределы региона. Муниципалитетам предложено создавать собственные предприятия, но у муниципалитетов нет ни денег, ни других возможностей. В результате многие села остались без транспортного обслуживания. Не только из сел, но и даже из некоторых райцентров в Волгоград теперь можно приехать только один или два раза в неделю. А внутри районов вообще катастрофа – люди даже в больницу не могут приехать", – рассказал депутат Госдумы Николай Паршин.

По мнению депутата, власти, прикрываясь словами об экономической эффективности, забывают о людях, которым нужно перемещаться. "В Волгоградской области практически перестали ездить автобусы, сейчас не станет электричек, а дальше что? Завтра будем, как в старину Михайло Ломоносов с рыбным обозом, на санях ездить или пешочком ходить? В государстве, которое считает себя мировой державой, космической державой, уничтожать транспортные артерии – это недальновидно и неправильно", – полагает Николай Паршин.

Отмена электричек, отрезав от транспортного сообщения маленькие городки и деревни, приведет к непредсказуемым социальным последствиям, считает писатель и публицист Максим Калашников. "Я к Кремлю обращаюсь: я боюсь, что вы российского "майдана" захотели? Так вы его получите", – констатировал Максим Калашников.

Публицист полагает, что нынешние российские власти тратят средства совсем не на те цели, которые были бы выгодны стране. "Что сейчас делают? Выкидывают деньги на олимпийские стадионы, трамплины, футболы. Они забыли, что страна на самом деле на электричках стоит, что туда надо тратить деньги. Вот сейчас глава "РЖД" Владимир Якунин говорит, что будет рыть тоннель под Беринговым проливом. Сначала в мозгу некоторых деятелей тоннель просверлить надо, чтобы до здравого смысла добраться. Надо не тоннель через Берингов пролив строить, а сохранить пригородное железнодорожное сообщение", – уверен Максим Калашников.

Во многих регионах люди, остающиеся без привычного и, казалось бы, извечного транспорта – электричек, действительно готовы устраивать акции протеста. Случай в Псковской области, когда местные жители перекрыли железную дорогу, чтобы отправить больную односельчанку в город, не уникален. Полтора года назад был такой же прецедент в Челябинской области: жители поселка Кропачево перегородили дорогу служебному поезду, выступая против отмены электричек. "Железная дорога — это единственный способ для местных жителей добраться на работу в города Аша или Миньяр. Через поселок ходит единственный автобус, который не вмещает всех желающих уехать", – рассказали тогда в администрации поселка.

Люди готовы к протестам уже сегодня. "Недовольство наблюдается по этому поводу по всей стране – даже в Астраханской области, где такой вид транспорта, как электрички, не очень развит. А что уж говорить о Центральном федеральном округе, где жители очень часто пользуются электричками для передвижения. Но и в Астрахани Союз дачников направил письмо протеста в Госдуму и правительство РФ, где говорится о несогласии с планами по отмене пригородных поездов в регионах", – рассказал руководитель фракции "Справедливой России" в Думе Астраханской области Олег Шеин.

По словам народного избранника, астраханские дачники не будут ограничиваться написанием региональных петиций, а готовы обратиться к членам всероссийской общественной организации садоводов с предложением о скоординированных протестах.

Проблема убыточности пригородных железнодорожных перевозок, в сравнении с прибыльностью грузовых, обсуждается с момента акционирования железных дорог. Как рассказал корреспонденту "Росбалта" председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов, до этого действовало перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых.

"В 2003 году ликвидировали министерство путей сообщения, и произошло акционирование. До того момента все было общее и шло в общую кассу. Все деньги, которые получала железная дорога – за грузовые перевозки, дальние пассажирские и пригородные перевозки – попадали в один карман. Происходило перераспределение средств, плюс еще были государственные дотации. Но с момента акционирования и создания ОАО "РЖД", разделения железнодорожного транспорта по видам деятельности, появились самостоятельные хозяйствующие субъекты, такие как пригородные пассажирские компании", – заявил Евгений Куликов.

Свою роль сыграл и отказ государства дотировать электрички, перекладывание этой обязанности на регионы. Как отметил профлидер, нет ничего удивительного, что "РЖД", как частная компания, поспешила отделить прибыльный сегмент – грузовые перевозки – от убыточных пригородных пассажирских перевозок.

"Железнодорожный транспорт, в том виде, какой он был, нельзя было акционировать, нельзя было отдавать в частные руки. Логично было бы, если б частная компания проложила новые пути, закупила подвижной состав и занялась на этих линиях перевозками. Но то, что сделали у нас – я полагаю, это была глубочайшая ошибка", – уверен председатель профсоюза железнодорожников.

По мнению Евгения Куликова, пригородные пассажирские компании сегодня представляют собой всего лишь посредников, у которых нет подвижного состава, а в штате не состоят ни ремонтные, ни локомотивные бригады.

"Все это они фактически берут в аренду у "РЖД". Может, где-то какие-то единицы начали закупать. А если посмотреть – они голые, у них уставной капитал копеечный. У них в штате состоят только обслуживающие менеджеры. Это прилипалы, которые еще и усугубляют процесс убыточности. Зато "РЖД" свалило с себя обязанность по организации пригородного транспорта, предоставляют инфраструктуру, сдают в аренду и получают за это денежку", – разъяснил профлидер.

Ликвидация пригородного железнодорожного сообщения грозит реальным вымиранием российской глубинке.

Примечательно, что сторонники "реформ" в российских железных дорогах уже "оправдываются" утверждением, что не стоит поддерживать жизнеспособность отдаленных населенных пунктов. В связи с этим уместно вспомнить слова, сказанные в 1990-х годах и приписываемые Анатолию Чубайсу: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет 30 миллионов – они не вписались в рынок. Не думайте об этом. Новые вырастут…". Сегодня, правда, не говорят про то, что "новые вырастут" сами. Их теперь завозят из Средней Азии.

Дмитрий Ремизов


Несколько ранее РЖД (почему-то превращенная в Ж/Д) испробовала другой способ самообогащения:
вывела из оборота плацкартные вагоны, оставила только купейные, стоимость проезда в которых гораздо выше.
Еще раньше - позакрывала вокзалы и понаставила на платформах вертушек как на входе так и на выходе из поезда.
Кроме того, загнала машинистов в режим предела физической выносливости.
Расплодила паразитов - арендаторов.
На линии Москва- Петербург уничтожила нормальное движение электричек ради пресловутых "Сапсанов", возящих богатых пассажиров.
Она явно испытывает терпение народа.



Обратите внимание на переключатель после первого поста [смотреть "только новые" или "все"] Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


moderator


Сообщение: 279
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.14 22:09. Заголовок: Чубайсовщина в РЖД


ЧУБАЙСОВЩИНА в РЖД.

НЕБОЛЧИ ПРОСЯТ ПЕРЕДАТЬ ИХ в Ленобласть


 цитата:

http://www.zaks.ru/new/archive/view/124072
<...>
Жители деревни Неболчи Любытинского района Новгородской области написали президенту письмо с просьбой включить их поселение в состав Ленинградской области. Причина - отмена пригородных электричек и отсутствие сообщения с другими населенными пунктами. Новгородские власти уже готовы встретиться с неболчцами, власти Ленобласти письмо не комментируют.

Политики обоих регионов говорят о том, что письмо стало "криком души" жителей, доведенных до отчаяния, и всерьез идею перехода поселения из области в область не рассматривают. И это несмотря на недавние заявления президента о том, что "только граждане, проживающие на той или иной территории, могут и должны определять свое будущее". С электричками в Ленинградской области, говорят они, ничуть не лучше, чем в Новгородской.
<...>
Свое письмо с просьбой включить деревню Неболчи в состав Ленинградской области жители отослали президенту Владимиру Путину и губернатору Александру Дрозденко. В нем, в частности, они жалуются на закрытие в феврале 2014 года пригородных, ходивших по маршруту "Хвойная - Будогощь".

"Чтобы элементарно купить хлеб, крупу, какое-то лекарство или попасть к врачу, нужно преодолеть расстояние в 30-40, а то и 70 километров, - говорится в письме. - В наших селах и деревнях много пенсионеров, но теперь, чтобы попасть в райцентр, оформить справку в "собесе", документы на пенсию или пособие, нужно нанимать такси, а это - отдать половину пенсии за дорогу в одну сторону".

Еще в феврале чиновники в качестве альтернативы пригородным поездам предложили автомобильный транспорт. Однако, по мнению жителей, это проблему не решит, так как "дороги ко многим деревням есть только на карте". Они также пишут, что обещание чиновников вернуть электрички к 11 марта не было выполнено. "Поэтому вынуждены просить рассмотреть вопрос о передаче Неболчского поселения Любытинского района в состав Ленинградской области", - просят жители Неболчей. По их словам, в Ленинградской области к людям более доброжелательное отношение.
<...>
С жителями в ближайшее время планируют встретиться новгородские власти. Анатолий Гусев, председатель комитета по взаимодействию со СМИ администрации Новгородской области, сообщил ЗАКС.Ру, что 3 апреля утром первый замгубернатора Новгородской области Вероника Минина провела по этому поводу рабочее совещание.

- Текст письма у нас имеется, - говорит Гусев. - Разрешение вопросов, которые поставлены в письме, сейчас находится на особом контроле правительства Новгородской области. Предполагается, что на следующей неделе будет организован выезд специалистов в Любытинский район для оценки ситуации на месте. Правительство просит жителей Неболчского сельского поселения отнестись с пониманием к сложившейся ситуации, поскольку абсолютно никто не заинтересован в нагнетании обстановки. Мы надеемся на открытый, конструктивный диалог.

В правительстве Ленинградской области письмо жителей Неболчей оставили без комментариев. Хотя губернатор Александр Дрозденко в курсе ситуации.

<...>
Отметим, просьба жителей Неболчей как нельзя лучше вписывается в политический контекст. Совсем недавно к Российской Федерации присоединилась республика Крым. "Я вообще считаю, что только граждане, проживающие на той или иной территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности, могут и должны определять свое будущее, " - заявил недавно президент Владимир Путин, говоря о Крыме. Логично предположить, что сказанное также относится и к вопросам местного значения, и жители сельского поселения вполне имеют право перейти из одной области в другую.

Анатолий Гусев комментировать просьбу жителей Неболчей - принять их в состав другого региона - не стал. Также осталось неизвестным, обсуждалась ли всерьез перспектива отделения Неболчского поселения от Новгородской области на совещании.

Лидер фракции КПРФ в Новгородской областной думе Валерий Гайдым считает, что вопросы следует задать президенту РЖД Владимиру Якунину, который и виноват в создавшейся ситуации.

- Это его самодурство и нежелание заниматься насущными проблемами людей, - говорит Гайдым. - Он насоздавал всевозможных дочерних фирм, в том числе пригородных железнодорожных компаний, вздул в десятки раз тарифы и довел людей до такого протеста.

При этом Гайдым считает, что власти Ленинградской области не хотят заниматься проблемами перевозок.

- Это переваливается на плечи Новгородской области. А ездят в основном не новгородцы, а ленинградцы.

Любопытно, что еще летом 2013 года проблема транспортного обеспечения Неболчей поднималась на заседаниях правительства Новгородской области. Однако вопрос решен так и не был.

Руководитель фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании Ленобласти Александр Перминов считает письмо "криком души" жителей.

- Может, это единственный способ обратить внимание чиновников на эту проблему, - говорит Перминов. - Люди, доведенные до отчаяния, прибегают к крайним мерам.

При этом Перминов отмечает, что практически для принятия какой-либо новой территории в состав Ленобласти нужно ответное желание Лениградских областных властей, в котором он не уверен. При этом Перминов напоминает случай, когда, наоборот, область передала Петербургу часть своей территории. Несколько лет назад в Ломоносовском районе был построен жилой комплекс. Со строительством был связан скандал: покупателям обещали петербургскую прописку, а дома были построены на территории области. В результате участок по обоюдному согласию был передан от области городу.

Что касается дорог и железнодорожного сообщения, по словам Перминова, в Ленинградской области с этим тоже большие проблемы - не меньшие, чем в Новгородской области. Как отмечает депутат, особенно - в отдаленных от Петербурга районах, таких как Лодейнопольский и Подпорожский. Отметим, Любытинский район Новгородской области расположен как раз по соседству с наиболее отдаленными северо-восточными районами Ленобласти, сообщение с которыми действительно слабое. Поэтому, даже если присоединение было бы возможно, проблемы оно не решит.

А вот депутат Законодательного собрания Ленобласти от "Единой России" Владимир Петров не видит препятствий вхождению Неболчей в состав региона.

- Если есть какое-то волеизъявление граждан, я не вижу здесь никаких противоречий - ни этических, ни психологических. Но, кажется, требуется либо согласие парламентов двух субъектов, либо референдум двух субъектов.

При этом Петров напоминает еще одну недавнюю историю передачи земель от Ленобласти Санкт-Петербургу. Часть территории Виллозского сельского поселения отошла к Петербургу (вошла в состав МО Горелово). Это произошло потому, что, во-первых, часть сельского поселения входила в зону аэропорта Пулково, а во-вторых, за такое присоединение выступали местные жители. Передача осуществлялась решением ЗакСа и распоряжением губернатора области.

- Прецедент есть, не вижу проблем - главное, чтобы все было оформлено законным образом, - говорит Петров.

Мария Смирнова



Точно такое же раздробление большой работающей системы не так давно проделал Чубайс: РАО ЕЭС разделили между многих мелких хозяйчиков, которые ничего не хотят делать, хотят только деньги получать.

Такая политика уже была в 1990-х. Она вела к катастрофе всю Россию и ее срочно прекратили. Мне мой приятель рассказывал в 1990-х: какая-то фирмочка получила "в аренду" ... несколько сот метров газовой трубы с задвижками. Делать там ничего не надо. А вот ТЭЦ обязали платить этой фирме так, будто она газ поставляет.

Теперь эту политику опять проводят в жизнь.
Это видно и по воровской "реформе" Академии наук, и по хищнической ликвидации вузов.

Самый яркий результат дробления РАО ЕЭС всем известен: катастрофа СШ ГЭС. Рвануло в тот самый час, когда туда приехали "руководители" - "эффективные менеджеры".
В интернете есть видеоролик, в котором запечатлено паническое бегство "руководителей" с "руководимого" ими объекта.
Они не знали, что делать!
Они могут только притворяться руководителями и надувать шеки!
Кроме наглости у них ничего нет!

Вся страна понимает, что осужденные за катасрофу СШ ГЭС - стрелочники. Главные виновники - Чубайс, правительство, "олигархи", загнавшие ГЭС в запредельный режим, проектировшики - авантюристы, остались не наказанными.

Дробление РАО ЕЭС проводилось под лживые обещания получения новых финансов от новых владельцев. Чубайс обещал поток новых инвестиций. Ну и где они? Вместо инвестиций опять пришлось основательно залезть в карман налогоплательшиков. В результате дробления РАО ЕЭС была создана чудовищная прослойка паразитирующих промежуточных фирмочек. В точности так, как в лихие 1990-е годы.

Теперь то же самое проделал Якунин с РЖД. Наплодил мелких паразитов. Это понимают даже рядовые работники железных дорог. Информация об этом стекается отовсюду

Напоминаю, что точно так же отменены электрички Дно - Оредеж.
С созданием тех же проблем населению и с нежеланием властей решать эти проблемы, с желанием утопить их в пустой болтовне, заседаниях и прочем бюрократизме. Пусть народ вымирает!

Похоже, власть постаралась сделать невозможным свободное перемещение простых людей между областями.
Россию делят на бантустаны?
Слова и дела у "всенародно избранного", как и ранее, расходятся.



Обратите внимание на переключатель после первого поста [смотреть "только новые" или "все"] Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 326
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.14 19:18. Заголовок: С.Э. Цветков Вендска..



 цитата:
С.Э. Цветков
Вендская миграция в Новгородскую землю
sergeytsvetkov, September 2nd, 2010
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/58411.html

Данный пост является личным траурным венком на гроб одной научной теории в рамках объявленных уважаемым Varing торжественных и публичных «похорон норманнизма» http://community.livejournal.com/oldrus/152299.html

До недавнего времени одной из самых интригующих загадок ПВЛ была фраза: «Новугородьци ти суть людье Ноугородстии от рода Варяжьска, преже бо беша Словени».
Иначе говоря, современные летописцу новгородцы происходят от «варяжского рода», тогда как изначально они были «словенами». Таким образом, мы имеем дело со сменой этнической идентификации населения Новгородской земли на рубеже XI–XII вв.

Норманнисты, конечно, поторопились объявить это свидетельством «скандинавской колонизации» древней Руси. Однако археологический материал, соотносимый со сколько-нибудь массовым пребыванием скандинавов, обнаружен лишь в древнерусском пограничье. (http://sergeytsvetkov.livejournal.com/55400.html) Выводить новгородцев от скандинавских переселенцев нет никаких оснований.

Между тем еще М.В. Ломоносов в своих «Возражениях на диссертацию Миллера» провидчески писал: «...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии... имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано...» [М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Т.6, М.,Л. 1952]

Действительно, в настоящее время накоплен богатый и разнообразный археологический, антропологический, этнографический, лингвистический материал, доказывающий «вендские» корни значительной части славянского населения Новгородской земли. Антропологический материал из местных курганов, относящийся к XI-XIII столетиям, удостоверяет, что физический облик местного славянского населения соответствует расовому типу балтийских славян. Выделяется «ареал близких антропологических типов, принадлежащих к балтийскому морю, - балтийский. В него входят поляне (польские), висляне, ободриты, поморяне, словени новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, возможно, волыняне.» (Т.И.Алексеева. Славяне и германцы в свете Антропологических данных"// Вопросы истории, 1974, N3). Обследование современного населения Псковского обозерья, проведенное в 1976 г. сотрудниками Института этнографии Ю. Д. Беневоленской и Г. М. Давыдовой, выявило его принадлежность к западнобалтскому антропологическому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов от Шлезвиг-Гольштейна до Восточной Прибалтики и, как показывают наши материалы, еще далее к востоку, на Псковском побережье» [Русское население Псковского обозерья//Полевые обследования Института этнографии. М., 1979, с. 187-188]. Расхождения незначительны: «...Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают ближайшие аналогии среди краниологических материалов балтийских славян. Так, черепа ободритов... также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен – 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2; у новгородских словен – 132.1) Весьма близки они и по другим показателям... Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение» [Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995, с. 245].


Языковеды, в свою очередь, отмечают некоторые особенности новгородского и псковского диалектов, не встречаемые у других восточнославянских племен, но находящие параллели в славянских наречиях южного побережья Балтики. К ним относится смешение звуков ч и ц, ш и с, ж и з, широкое распространение личных имен Варфоломей, Микула, Ян, Матей, Домаш (Фома) и уменьшительных на -ята и -хно: Петрята, Гюрята, Смехно, Жирохно и т. п., а также бытование терминов смерд, собака, невед (невод), неизвестных другим славянским народам [cм. Зализняк А. А. Новгородские берестяные грамоты с лингвистической точки зрения.//В. Л. Янин, А. А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993; Зеленин Д. К. О происхождении северновеликорусов Великого Новогорода; Лецеевич Л. Балтийские славяне и Северная Русь в раннем средневековье. Несколько дискуссионных замечаний//Славянская археология. Этногенез, расселение и духовная культура славян. 1990: Сборник. М., 1993; Петровский Н. М. О новгородских словенах//Известия Отделения русского языка и словесности. Пг., 1922].

Западнославянские элементы сохранились в планировке новгородских поселений по типу «кругляшки», когда дома располагаются вокруг центральной непроезжей площади, служащей чем-то вроде хозяйственного двора, на котором летом ночует домашний скот; при этом дома обращены к площади тыльной стороной. Подобный тип селений был распространен у средневековых полабских славян и их онемеченных потомков в «венедских» селениях Люнебурга, Ганновера и Мекленбурга, где его еще в XIX в. наблюдал Гильфердинг [Гильфердинг А. Ф. Собрание сочинений. СПб., 1874. Т. 1]. Между балтийскими и новгородскими славянами отмечено сходство и в технике строительства оборонительных укреплений.

Находки в Новгородской и Псковской землях керамики, различных бытовых предметов и ремесленных изделий IX-X вв., имеющих стилевое сходство с западнобалтийскими славянскими памятниками, зачастую прямо свидетельствуют даже не о культурном заимствовании или торговых контактах, а о непосредственной деятельности западнославянских ремесленников и рабочих в городах и поселениях Северо-Западной Руси [Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища// Краткие сообщения института археологии, вып 155. М., 1978; Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.]. Керамика западнославянского типа, в частности, составляет от 30% до 80% керамического материала Пскова, Городка на Ловати, Городка на Луге, Старой Ладоги, Изборска, Великих Лук.

Определенная преемственность прослеживается в религиозных представлениях и обрядах балтийских славян и новгородцев. Так, в Устюге Великом и на всем Архангельском севере этнографами было отмечено широкое распространение вотивных* приношений: больные делали из металла или дерева изображения больных частей тела или всего больного человека и подвешивали их на икону в храме. Аналогов этому обычаю среди великорусского населения к югу от Новгородской земли не отмечено, зато вотивы хорошо известны в Западной Европе, откуда они могли проникнуть на русский Север только вместе с переселенцами из балтийских славян.

* Вотив - предмет, посвященный (пожертвованный) божеству.

То же можно сказать о каменных крестах и церковной скульптуре, получивших преимущественное распространение в севернорусских землях. Любопытной этнографической параллелью является также почитание железной стрелы населением Вятской губернии. В селе Гостеве близ Котельнича на реке Вятке такая древняя железная стрела хранилась в храме - ей приписывались целебные свойства; а в селе Волкове близ древнего города Вятки подобную стрелу носили вместе с иконами в крестном ходе. Подвески на иконах в виде стрелы встречались в церквах средневекового Новгорода. Почитание таких «святынь» нигде более на Руси не встречается. Но в балтийском Волине свято чтилось водруженное на особой колонне железное копье, которое считалось знамением победы.

Еще одно известие о западнославянских переселенцах сохранилось в вологодских преданиях. В древние времена, еще до крещения Руси, говорит одна легенда, возле Вологды и Кубенского озера обитало племя волотов, почитаемое местным населением за богов. Эти волоты легко опознаются как велеты, т. е. лютичи-вильцы, хранители культа Радогоста, весьма популярного божества среди балтийских славян, наряду с арконским Святовитом; вероятно, благодаря религиозному авторитету своего племенного идола велеты и прослыли «богами», иначе говоря, чем-то вроде «божьего народа». Близ Новгорода также находилось Волотово поле – место погребения новгородских витязей.

На южнобалтийском берегу и в землях Северо-Западной Руси имеются географические «двойники» - водоемы и населенные пункты, например, Ильмень-озеро и Ильменава (современная Ильменау) – приток Эльбы в районе нынешнего Гамбурга. Впрочем, в древности, кажется, существовали и другие Ильмени. Хроника епископов Мерзебургских указывает, что «Ильменью называлась одна из рек, протекавших по вендской земле». Кстати, сама форма этого названия, употребляемая в «Повести временных лет», - «Илмер» - характерна именно для западнобалтийского региона. Илмером, в частности, в старину назывался залив Зейдерзее.

Память о вендском переселении сохранялась на Руси до конца XVIII в., что подтверждено собственноручной запиской Екатерины II. Работая в 1784 г. над составлением «Сравнительного словаря всех языков и наречий», императрица обнаружила, что часть ее подданных в Копорском уезде разговаривает «по-варяжски» и ведет свое происхождение от варягов. Заинтригованная Екатерина поручила одному из своих секретарей: «Реестр слов отвезите к гр. Кириле Григорьевичу Разумовскому и попросите его именем моим, чтобы он послал в своих копорских деревень кого поисправнее и приказал бы у тех мужиков, кои себя варягами называют, тех слов из их языка переписать, а еще луче буде бы суда человека другого посмысленнее для того привозить велел» [Никитин А. Л. Основания русской истории. М., 2001, с. 90]. Оспоривать тот факт, что «варяжский» язык копорских мужиков был славянским диалектом, вряд ли сочтет возможным даже самый ярый норманист.

Итак, все факты говорят о том, что «варяжская колонизация» Новгородско-Псковской земли (уже заселённой ильменскими словенами – выходцами из Повисленья) шла не из Скандинавии, а из славянского Поморья.

Массовый отток ободритов из отеческих земель на восток начался, по всей видимости, с 939 г., когда, по сообщению германского хрониста Видукинда под властью саксонских королей оказались все славянские племена, живущие между Эльбой и Одером, и, вероятно особенно усилился со второй половины X столетия, после того как основатель Священной Римской империи Оттон I нанес поморским славянам сокрушительное поражение на реке Регнице (955 г.). Славяне пытались сопротивляться германскому натиску, и эта борьба по необходимости приняла формы религиозной войны. В 1001 г. ободритские князья Мстивой и Мечидраг «отпали от веры» и подняли восстание против немецкого владычества. Последовала ужасная резня христиан в Гамбурге и Альденбурге; по словам Гельмольда, к востоку от Эльбы не осталось и «следа от христианства». Новый взрыв этническо-религиозной вражды произошел в 1024 г., когда славянский князь Готшалк «обрушился на всю нордальбингскую землю (районы вдоль северного течения Эльбы. - С. Ц.) и учинил такое избиение христианского народа, что жестокость его перешла все границы», - и повторился в 1066 г., вновь сопровождаясь опустошением «всей гамбургской земли». Все эти восстания в конце концов заканчивались поражениями славян и ответными репрессиями немцев, что, безусловно, подталкивало ободритов к миграции.

С технической стороны массовое переселение не представляло сложности. Хорошо известно, что поморские славяне были отличными мореходами, они отличались большим искусством в построении судов и могли строить большие корабли, вмешавшие на свои палубы лошадей.

Таким образом, активное проникновение ободритов на Русь продолжалось два столетия – с середины X до середины XII в., когда сопротивление балтийских славян было окончательно сломлено, и на месте славянского Поморья возникло Бранденбургское маркграфство.
Впрочем, путь в Новгородскую землю поморские славяне проложили, по археологическим данным, еще со второй половины VIII в., когда активно включились в торговлю с Багдадским халифатом.

В настоящее время можно считать твердо установленным, что древнейшие мостовые Новгорода были проложены по территории трех родовых поселков-концов, по крайней мере один из которых населяли выходцы из славянского Поморья [Горюнова В.М. Проблемы происхождения западнославянской керамики в Приильменье // Новгород и Новгородская земля. История и археология (Материалы научной конференции. Новгород, 26–28 января 1994 г.). Выпуск 8. Новгород, 1994, с. 65–75; Смирнова Г.П. К вопросу о датировке древнейшего слоя Неревского раскопа Новгорода // Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 170; Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы)//История СССР. 1971. N2, с. 41]. Кончанская система Новгорода аналогична административно-территориальному устройству Щецина/Штеттина.

Стоит принять во внимание и любопытное свидетельство Титмара Мерзебургского о том, что «племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель». Как тут не вспомнить неспособность населения Новгородской земли выдвинуть из своей земли «надплеменного» вождя…

Итак, летописное предание о Рюрике и «варягах-руси», вероятнее всего, зафиксировало полёт «вендского сокола» с южного берега Балтики на берега новгородского Ильменя. Не исключено, что само своё название Новгород получил «в противовес» ободритскому Старграду (ныне Ольденбург).

Весь этот комплексный материал позволяет сделать вывод о тесных связях древней Руси со славянским Поморьем, что, в свою очередь, проливает новый свет на политическую и культурную жизнь Новгородского Севера.




Обратите внимание на переключатель после первого поста [смотреть "только новые" или "все"] Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет